На встречах в Армении Сергей Лавров касался Карабаха, но было понятно, что это не единственная причина визита. Неслучайно глава МИД РФ фактически призвал не политизировать процесс, а заняться разблокировкой коммуникаций, чтобы регион свободно вздохнул.
Одним из главных итогов поездки российского министра стало подписание Меморандума о биологической безопасности, которая напрямую касается американских биологических лабораторий, действующих в Армении (по некоторым данным их восемь - ред.).
Армянская сторона, в свою очередь, всю повестку выстроила именно на Карабахе. На это в беседе с Caliber.Az обратил внимание известный российской общественный деятель, политолог, генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков, который накануне вернулся в Москву из поездки по освобожденным азербайджанским территориям.
- Глава МИД России Сергей Лавров не делал акцент только на Карабахе, а армянская сторона, наоборот, вновь и вновь поднимала вопросы «статуса Карабаха» в рамках тех «границ», в которых армяне «самоопределились» в Карабахе, говорилось о том, что без этого невозможно урегулирование и многое другое. Такое ощущение, что стороны - Россия и Армения - не слышат друг друга, говорят совершенно о разном.
- Я начну с того, что визит происходит на фоне приближающихся в Армении внеочередных парламентских выборов. Москва должна определиться: будет ли она кого-то поддерживать? Есть два варианта.
Первый - поддержать группировку Роберта Кочаряна как наиболее пророссийскую и т.д. Но проблема в том, что Роберт Кочарян менее популярен, чем Никол Пашинян, а его сторонники настроены на реванш в вопросе Карабаха и итогов войны.
Второй - Никол Пашинян. Но руководство РФ хочет ясности в политике и.о. премьера Армении по отношению к Западу. В России есть опасения того, что через какое-то время Никол Пашинян, получив нужный результат на выборах, опять начнет разворот в западном направлении.
Москва хотела бы добиться неких необратимых изменений в политике Пашиняна, чтобы он не повернулся на Запад. Отсюда и Меморандум о биологической безопасности, касающийся американских биолабораторий и другие знаковые для западников вещей.
Если Россия займет нейтральную позицию, то это даст возможность Николу Пашиняну победить, используя и свою более высокую популярность, и административный ресурс.
Москва должна определиться. В этом и заключается суть нынешних переговоров Сергея Лаврова в Ереване с точки зрения России.
А Ереван воспользовался моментом и попытался что-то выторговать. Да, мы (Армения) подписали (Заявления от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года), но давайте что-то переподпишем, статус вспомним, поторгуемся по картам минных полей. Так что у России и Армении были две разные повестки, но так часто бывает.
И многое зависело и зависит от жесткости позиции Сергея Лаврова. Первый вариант - вопрос не в ревизии заключенных соглашений, а в том, как Ереван их выполняет. Второй - ну, изложите свои вопросы.
- А какой может быть повестка во время визита главы МИД России в Баку?
- Я думаю, что акцент будет сделан на том, как продвигать выполнение трехсторонних соглашений. Баку недоволен тем, что не передаются карты минных полей, тем, что Ереван говорит о каком-то «особом статусе Карабаха», тем, что армянские вооруженные отряды не выводятся из региона.
И, конечно, Азербайджан недоволен тем, что нет продвижения в разблокировке транспортных коммуникаций, речь, прежде всего, о Зангезурском коридоре. Возникли шероховатости по поводу «Искандеров». Все эти вопросы требуют обсуждения.
У Москвы же посредническая миссия, потому Россия отчасти будет транслировать какие-то позиции Еревана. Но упор во время визита Сергея Лаврова в Азербайджан будет сделан на двусторонних отношениях, развитии экономических и политических связей.
Наир Алиев
медиа.аз