Logo

Расим Мусабеков: Торопиться не надо

20.11.2020 12:53
С момента подписания трехстороннего соглашения, очень многих в Азербайджане волнует вопрос дальнейшего статуса тех территорий Нагорного Карабаха, в которые наша армия не вошла, и которые сейчас контролируются российскими миротворцами. Это видно по тем вопросам, которыми задаются наши соотечественники в различных социальных сетях.
IMG

Главный вопрос – каково будущее тех территорий? Они вернутся Азербайджану или там де-факто сохранится то самое непонятное образование – «НКР», которое там было прежде?

Мы видим, что в течение этих дней уже было несколько встреч российских миротворцев с «президентом НКР» Араиком Арутюняном, что сотни армянских беженцев возвращаются из Еревана в Карабах. При этом ничего не слышно о налаживании процесса возвращения азербайджанских вынужденных переселенцев в свои дома в Ханкенди и других населенных пунктах, оказавшихся под контролем российских миротворцев – хотя об этом недвусмысленно говорится в трехстороннем соглашении.

В связи с этим от наших граждан можно слышать разные вопросы. Какая по составу администрация будет управлять этим регионом? Чьи флаги будут там развеваться? Какими деньгами люди будут платить за хлеб в магазинах – вновь драмами Республики Армения?

Ильхам Алиев во время вчерашней поездки на освобожденные от оккупации территории заявил, что ни о каком статусе для той части Нагорного Карабаха и речи быть не может. Он сказал, что есть только единое азербайджанское многонациональное, многоконфессиональное государство. Но никаких подробностей более не привел.

То есть, все эти вопросы остаются и продолжают волновать людей. Как бы не получилось так, что мы вновь останемся с той же самой «НКР» на своих территориях: уже в немного усеченном виде, но под защитой российской армии.

Ситуацию комментирует для Пресс-клуба Расим Мусабеков, политолог, депутат Милли Меджлиса:

– Господин президент однозначно сказал, что никакого статуса для НК Азербайджан обсуждать не собирается. Это означает, что пока, во всяком случае в ближайшее время, положение для территории, которая сегодня освобождается от ВС Армении и на которой размещаются российские миротворцы, будет оставаться неопределенным. По факту, там будет какая-то местная администрация, с которой будут взаимодействовать миротворцы, и я думаю, что как раньше они вывешивали там свою тряпку под названием «флаг НКР» (хотя никакой «НКР» больше нет), возможно, так она и будет там болтаться. Как до сих пор там была в ходу армянская денежная единица и действовала армянская правовая финансовая система – по факту все это, я думаю, будет продолжаться.

Что касается возвращения туда коренных азербайджанцев, думаю, нам бы сначала решить вопрос о реабилитации территорий, которые мы освободили в результате военных действий. Это, напомню, 9 районов – помимо 7 районов вокруг НК, это еще Шуша и Гадрут. И нам бы обеспечить восстановление там инфраструктуры, жилья, вернуть туда население – прежде чем мы начнем решать вопрос о возвращении азербайджанцев в Ханкенди или Мардакерт.

При всех случаях, даже если мы отказываемся обсуждать какой-либо статус НК, само правовое положение карабахских армян, конечно же, будет обсуждаться. Но для этого сами эти армяне должны увидеть Шушу, которая завтра станет такой же процветающей как Габала, они должны увидеть восстановленные и очень благоустроенные Агдам, Физули, Кельбаджар, Джебраил, другие наши центры. Чтобы у них созрело понимание, что их будущее, возможность развития лежит через примирение с Азербайджаном. Именно тогда с де-факто местными руководителями, как с лидерами общины армян НК, Баку будет готов вести диалог. И, конечно же, основным условием для этого диалога будет уважение азербайджанской Конституции и закона. Вот в рамках этого, да, у нас может быть разговор о культурной автономии, о местном самоуправлении – все это предусмотрено в Конституции АР, и, с определенными гарантиями, может найти свое воплощение.

В соответствии с документами, конвенциями, принятыми в рамках ОБСЕ, государства могут выражать свою заинтересованность в отношении нацменьшинств, проживающих в других странах. То есть, мы можем выражать определенный интерес к судьбе азербайджанцев Грузии, и это может быть предметом нашего межгосударственного диалога. Так же могут проявлять свою заинтересованность в русских в Азербайджане, азербайджанцев в РФ. И это нормально. Но это нормально в том случае, когда государства признают друг друга, устанавливают дипотношения и заявляют о своем уважении и территориальной целостности друг друга.

Я думаю, что и этот этап в отношениях Армении и Азербайджана в каком-то будущем наступит, и тогда Баку тоже сможет поднять вопрос о том, чтобы азербайджанцы, некогда изгнанные из своих домов в Армении, смогли бы вернуться в эти до сих пор пустующие селения.

Я не думаю, что нам нужно сейчас форсировать вопрос о том, какая денежная единица будет использоваться теперь в анклаве, где остались армяне, или какая тряпка будет висеть там у них на мачте в качестве «флага НКР». Нет. Главный вопрос сегодня – обеспечить безопасность на всех территориях, где Азербайджан восстановил свой контроль, очистить их от мин, укрепить границы, разместить наши вооруженные силы в Лачинском и Кельбаджарском районах, развивать все эти районы и возвращать туда прежних жителей.

Само это окажет очень большое воздействие на настроение и поведение как Армении, так и армян, остающихся в НК. И пусть никого не беспокоит, сколько их там. Сегодня, по оценкам самих армян, в НК осталось может тысяч 10-15 армян.

Пока что, за последние дни, туда вернулось 700 человек. Пусть вернется еще 2 тысячи 700, в конечном счете – пусть вернется даже 20 тысяч армян. Реально, радикально общую ситуацию это не изменит. Поэтому столь повышенное беспокойство просто отвлекает внимание и населения, и властей от актуальных вопросов.

Нужно превратить освобожденные территории в процветающие города и районы республики и сделать этим притягательной для армян интеграцию в азербайджанское общество.

Кстати, территория, на которой остались армяне по своим размерам и численности – это средний по своим размерам район Азербайджана. Там в реальности около 2 тыс. кв. км. А население сейчас около 10-15 тысяч и вряд ли в будущем превысит 50-60 тысяч. Так что и в этом отношении это скорее даже  маленький, чем средний район.

И вообще, для нормализации армяно-азербайджанских отношений, а также обсуждения вопросов того, как будут жить в Азербайджане карабахские армяне, как интегрировать эту территорию и людей в Азербайджан, должно пройти время. Нужно похоронить и оплакать павших. Восстановить разрушенное. Чтобы остыли страсти и эмоции. Начать диалог. Думаю, что это работа на 5-10 лет.

 

 

Рауф Оруджев

 

 

Пресс-клуб

Источник: https://pressklub.az/%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d0%b7%d0%b8%d0%b2/%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%b8

Новостная лента